От чтения евреями в Пурим Свитка Эстер до чтения Агады в ночь Песаха – ровно месяц. А между событиями Книги «Шемот» («Исход») и Свитка Эстер прошло чуть ли не тысячелетие еврейской истории. Наши предки вышли из египетского рабства, в сорокалетних блужданиях по пустыне более-менее выкристаллизовался наш народ, как нечто единое, он обрел Землю, Господом обетованную, создал собственную государственность, одновременно защищая ее от внешних врагов и разрушая внутренними дрязгами, и, в конце концов, оказался не слишком сложной добычей для ассирийцев и вавилонян. Иерусалимский Храм разрушен, иудеи угнаны в валилонский плен, и мы вновь читаем у Эстер о галутных злоключениях и чудесах, переживаемых нашим народом. Цикл от рабства до рабства и от чудесного освобождения до чудесного освобождения завершен.
Втянувшись несколько лет назад в писания в жанре «мыльной оперы» и полюбив этот жанр, я не могу не остановиться на трилогии, на трех сериях из еврейской жизни, входящих в ТАНАХ – на Книгах Эзры и Нехемии и упомянутом Свитке Эстер, действие в которых происходит примерно на протяжении столетия: с середины VI до середины V вв. до н.э. Три эти серии, довольно реалистические, сопровождаются в ТАНАХе величественным полифоническим хором Пророков с их мистическими метафорами и предсказаниями…
Мне показались крайне любопытными аналогии и аллюзии между нашим временем и танахическими сказаниями двадцатипятивековой давности.
Попробуем окунуться в ту эпоху.
586 г. до н.э. Войска Навуходоносора захватывают Иерусалим, по сути, последнюю цитадель иудеев в Эрец Исраэль, столицу Иудейского Царства. Израильское же Царство пало 136 годами ранее, и его население – 10 колен израилевых – были угнаны, рассеяны, потеряны на просторах Ассириийской империи. После разрушения Соломонова Храма та же участь постигла и жителей Иудеи. «И плакали мы на реках вавилонских».
Прошло почти полвека, и пал, на этот раз Вавилон, завоеванный персидским царем Корешем (Киром II) Ахеменидом. Ахемениды создали огромную империю: от Аральского моря до Синая. Царь Кореш был не только воином-стратегом, но и умелым политиком и прагматиком, синтезировавшим, к своей пользе культурные, научно-технические, юридические достижения подвластных ему царств и народов. При нем началось освобождение евреев от рабства, у них появилась свобода передвижения и возможность возврата в Эрец Исраэль. И тогда возникли три вектора, характерных и для последующих тысячелетий еврейской истории:ассимиляционный – продолжать привычно жить в галуте под хорошим царем, авантюрный – стать в авангарде первопроходцев галутной империи, осваивая ее вновь приобретенные окраины, заодно расширяя, тем самым, еврейскую диаспору – так колено Менаше оказалось на Индостане, а первые переселенцы, ставшие основой бухарско-еврейского субэтноса – в Афросиабе-будущем Самарканде и в поселении Бухара, заложенном персидским принцем Сиявушем. Третий вектор следовало бы назвать сионистским, ибо это были люди, стремившиеся, обретя свободу, вернуться к Сиону, к Иерусалиму.
Каждая группа получила в то время возможность реализовать свои чаяния. Чем был вызван указ Кореша о возвращении евреев в Эрец Исраэль, о котором чуть ниже, сегодня можно лишь гадать, – скорее всего, расчетом на создание верноподданного вассального форпоста на пути к Египту, который Кореш, мечтал присоединить к своим землям. Но часть евреев воспользовалась этим указом, и наш народ запомнил имя своего благодетеля, и носит одна из центральных улиц Иерусалима, ведущая к Старому Городу, то есть, по сути, месторасположению древнего Иерусалима, имя Царя Кореша…
Времена Кореша стали лишь началом активной сионистской алии в Эрец Исраэль, продолжавшейся, по крайней мере, более века, и о ней рассказывают Книги Эзры и Нехемии. Результатом ее стало восстановление Иерусалима и начало строительство Второго Храма.
Эзра цитирует царский указ: «Так говорит Кореш, Царь Персидский: все царства земли дал мне Господь, Царь небесный и он повелел мне построить Ему Храм в Иерусалиме, который в Иудее».
Любопытно. То ли Эзра переиначивает слова царя на свой манер, то ли персидский царь признает иудейского Всевышнего? Впрочем, для политеиста, наверно, нет никаких проблем – подумаешь, еще один в пантеоне! Но, главное – до Мухаммеда и ислама еще больше тысячи лет, и персидский царь, в отличие от нынешнего президента Республики Иран, может себе такое позволить. Наивная древняя неиспорченность!
И в Иерусалим отправилась первая волна репатриантов. Ее возглавляли военачальник Шешбацар, священник Йехошуа и Зрубавель, сын Шалтиэля. С ними отправились 42360 человек. Публика, надо отметить, была небогатой, поскольку рабов, их обслуживающих, числилось всего-навсего 7337, да 200 музыкантов, то ли входящих в общее число, то ли – нет? Барахлишко олимское везли 1416 верблюдов, коней и лошаков и 6720 ишаков. Не густо, скажем прямо! Где-то, в среднем, по одному рабу и одной вьючной скотинке на семью… Надо не забывать, что Кореш вернул евреям трофейные храмовые сокровища (по некоторым данным, далеко не все), которые по счету передал Шешбацару: блюд золотых – 30; блюд серебряных – 1000; ножей – 29; чаш золотых – 30; чаш серебряных двойных – 410; других сосудов – 1000; всех сосудов, золотых и серебряных – 5400… Очевидно, что эта, казенная и, возможно, самая драгоценная часть обоза, шла особняком, так что, остается представить себе количество и «богатство» пожитков переселенцев. И потому можно предположить, что в массе это были люди, чья жизнь на реках вавилонских не задалась, и которым нечего было терять, и/или люди глубоко идейные.
После почти полугодового пути, повторив путь праотца Авраама, репатрианты достигли своей цели и поселились среди руин Иерусалима. Это произошло осенью, в преддверии Сукот, и прибывшие соорудили под руководством Йехошуа и Зрубавеля жертвенник среди развалин Храма и, согласно предписаниям провели праздник Сукот со всеми ритуальными всесожжениями.
Затем началась рутинная подготовка к воссозданию Храма: закупка стройматериалов, наем мастеров и рабочих. И на втором году алии основание Храма было заложено, естественно, в помпезно-торжественной обстановке.
Вся эта деятельность евреев, разумеется вызвала неудовольствие у племен, как издавна населявших Эрец Исраэль, испытывавших к евреям старинную вражду и считавших, что еврейский вопрос уже окончательно решен ассирийцами и вавилонянами, так и у новых переселенцев, которых ассирийцы согнали в Самарию с других концов империи и уже прижившихся там.
Сначала они попытались «примазаться» к строительству Храма, якобы будучи приверженцами нашего Господа. Расчет, безусловно, был прост и ясен: внедриться, а затем подавить численным преимуществом, так сказать, демократическим путем. Но Зрубавель и другие руководители алии этот замысел, безусловно, разгадали и отвергли, ссылаясь на указ Кореша, дающий именно репатриантам монопольное право на строительства Храма.
Тогда местные стали чинить евреям-репатриантам всяческие препятствия в их деятельности, и в начале царствования царя Ахашвероша «накатали телегу» в Шушан с жалобой и наветом на евреев – Иерусалим, мол, город завсегда нелояльный и негодный, и как только иудеи его отстроят, то перестанут платить налоги… И посоветовали царю найти в книге памятной записи об Иерусалиме, свидетельствующие, что с давних времен – это город мятежный и вредный для царей, за что он и был опустошен… Царевы слуги это распоряжение выполнили и нашли соответствующие цитаты, написанные, естественно, не иудеями и с антииудейских позиций. Царь во гневе стал чудесить и послал «добрым» самаритянам приказание добиться прекращения работ по строительству Храма, что они и выполнили вооруженной силой и численным превосходством. Строительство осталось замороженным на десятки лет…
Таковы были результаты первой волны алии. Обладая даже небольшой фантазией, можно найти немало аналогий с приключениями репатриантов XIX-XXI вв н.э. Как всегда, прав старик Шломо: «Нет ничего нового под солнцем!».
И вот тут, на мой взгляд, начинается интересное. Если Книги Эзры и Нехемии, безусловно, образуют две единосюжетные части сериала про сионистскую алию и строительство Второго Храма, то Свиток Эстер стоит как бы в стороне от этих повествований, и никак, вроде бы, с ними не связан. И наоборот, ни Эзра, ни Нехемия никак не упоминают о событиях Пурима. А между прочим, гигант мысли и могильщих еврейской демократии Нехемия, был-таки, особой приближенной к императору – царским виночерпием, воспользовавшимся этой близостью и получившим от царя огромные полномочия по обустройству и восстановлению Храма, Иерусалима и Иудеи. И он, как следует из написанной им Книги, эти полномочия сумел с толком использовать. Но он, царедворец, молчит и о Пуриме, и об Эстер. И, наоборот, Свиток абсолютно чист от упоминаний о первых сионистах.
…Сознаюсь честно, даже беглый просмотр мнений и толкований на тему Свитка Эстер, прежде всего, его датировки и привязки к прочим историческим событиям, может привести к полному сумбуру в голове, ибо относительно более-менее достоверных и аттрибутированных событий летописей Эзры и Нехемии, датировки событий Свитка разбросаны во времени на плюс-минус век. Это связано, в частности с именем Ахашверош, которое у разных авторов ассоциируется с разными царями, именуемыми в русской традиции Ксерксами и Артаксерксами. И потому, если принять, что действие Свитка Эстер происходит лет через сто после строительства Второго Храма (правление Артаксеркса II), возникает один сюжет, а если – между первой и второй волнами алии, возглавлявшимися Шешбецаром и Эзрой, то и сюжет другой, и смысл другой.
Первый сюжет, получается, в таком случае, повествует об упертых ассимилянтах, благоденствующих в галуте, но в критическую минуту, когда приближается избиение «не по паспорту», осознающих себя и свое предназначение и, спасающихся, вернувшись к Господу, вернее, к ответу за прежнее («хазарат бе-тшува»), да спасающихся, так, чтобы юдофобам и впредь неповадно было… С моей точки зрения, сюжет достаточно фантастический, и годящийся разве что, для костюмно-анилиновой голливудской мелодрамы с религиозным уклоном.
Потому мне лично милее второй сюжет, который показывает взаимную связь алии и галута и, как мне кажется, более реалистический. А что там было на самом деле, один Господь ведает!..
Итак, сюжет номер 2, конспирологическо-детективный: «Царица Эстер и ее роль в возведении Второго Храма».
Престарелый Кореш умирает. Возникает династическая проблема наследования и борьба за власть, и на троне оказывается Ксеркс (Ахашверош). Мне кажется сюжетно логичным мнение некоторых комментаторов, что Ахашверош – не прямой Корешев наследник, а мезальянсный муж царской дочери – наследницы Вашти, солдафон, пьянчуга и бонвиван. Новый царь, мужик решительный (лишь бы не морочили голову разными дискуссиями о делах государственных, мешающими предаваться наслаждениям жизни!) и недалекий, получает вышеупомянутый донос от самаритян, затем царю зачитывают летописи со злословием в адрес Иерусалима, и он приказывает приостановить строительство Храма. Все его интересы в тот момент сосредоточены на подготовке огромного пира, посвященного воцарению – марафона пьянства, разгула и обжорства, описанного в Свитке.
Жена его, царица по крови, относится к мужу с презрением – и за его человеческие качества, и за низкое, по ее мнению, происхождение и потому пренебрегает приказом мужа явиться на его пир. Тем более, что вызвана она, дабы показать народу красоту ее. Чтобы это конкретно значило? Прилюдно открыть лицо? Сплясать танец живота или устроить стриптиз? Естественно, что распоряжение царя, подобавшее для рабыни или публичной девки, оказалось оскорбительным для высокородной дамы, и было ею отвергнуто. Это послужило царю поводом для дворцового переворота, приведшему, если выразиться на русский манер, к заточению царицы в монастырь. И Ахашверош становится полновластным владыкой империи, но, безусловно, трон, захваченный таким образом, смертельно опасен для него, ибо наверняка существует партия свергнутой царицы, олицетворяющей генетически прерванную династию, и ее люди готовы свергнуть или убить его самого. Тиран замыкается, отдает приказ казнить любого, кто без зова царского явится к нему…
Следующей царицей, как известно, после годичной подготовки и всяческих проверок, победив в огромном конкурсе претенденток, становится еврейка Эстер.
Возникает вопрос: случайно ли?
Кем был ее кузен и воспитатель Мордехай – простым обывателем или человеком политики, вершившейся подчас конспирологически?
В своем указе, цитируемом Эзрой, царь Кореш прямо приказывает еврейским жителям империи материально поддержать миссию Шешбацара со товарищи, «и воспомоществовали им серебряными сосудами, золотом и иным имуществом, и скотом, и дорогими вещами, сверх всякого доброхотного даяния для Храма». То есть в миссии Шешбацара реально участвовали не только пятьдесят тысяч непосредственно переселенцев-олим, но и неназванное, и, скорее всего, намного превышающее их численностью еврейское население галута. Галут этот состоял из двух основных волн: первой – израильской, которой было к тому времени около 200 лет, и второй – иудейской, порядка лет 70. Естественно, что люди первого плена, израильтяне, которые, если судить по ТАНАХу, вообще были менее ортодоксальны, нежели иудеи, чаще впадали в грех идолопоклонства и, потому, согласно мнению Пророков и не только их, ставшие первой добычей и первой жертвой месопотамцев, за длительный срок пребывания в галуте, глубже ассимиловались и встроились в реалии Ассирии-Вавилона-Персии. Всеобщая мода на монотеизм тогда еще не возникла, и никто не мешал, наверно, одновременно поклоняться и Иштар, и Мардуку, и Всевышнему. Тогда, 2500 лет назад, евреев, скорее всего, никто не принуждал менять религию, ассимиляция происходила, скорее всего, добровольно. А мотором ее становились чисто житейские выгоды от статуса «быть, как все».
И вот, получилось, что те, для кого забвение Иерусалима было равносильно отсыханию десницы, двинулись на восток, а остальные… Остальные – чем могли, помогли. И опять-таки, наверно, из разных побуждений. Кто – просто откупился, дабы не попасть под общественное порицание, кто помог ради славы и известности, а кто – «сидя на заборе» в ожидании результата: «куда эта кривая выведет?».
Мне кажется, что Мордехай был из тех, кто занял выжидательную позицию. Его имя, имя сестры-воспитанницы говорят о довольно глубокой степени ассимилляции, ибо происходят от имен Мардука и Иштар. Сравните, например, с ивритскими именами их современников – персонажей летописей Эзры и Нехемии. Правда у Эстер упоминается и ее потаенное еврейское имя Адасса. Но оно потаенное, для всех она Эстер, Иштар. На наш современный слух, привычный к галутным именам, эти два имени все равно звучат какой-то крикливой экзотикой. Вам знакомы современные евреи, нареченные Христофором и Венерой?
Так что, семейство это было, скорее всего, крепко укоренено в Шушане и не бедствовало, иначе, вряд ли попала бы Эстер на конкурс «мисс Персия» с конечной целью осчастливить царское ложе. Более того, хотя на мой взгляд, поклоняться иудейскому Господу в Персии и не возбранялось, но, наверно, было пятном на биографии, иначе, с чего бы братец проинструктировал сетрицу, что об этом – ни-ни!?
А общественная обстановка против евреев начала нагнетаться, сдается мне, не при Амане, а раньше, с получением письма самаритян, а может быть, и еще раньше, с указа Кореша и подготовки экспедиции Шешбацара. Ведь евреи вывозили и трофеи – боевую славу вавилонского народа (за что боролись?), так и другие матценности и артефакты, произведенные на территории Ассирийской-Вавилонсокй-Персидской империи, в том числе, и ее коренным населением, нередко подпадавшим под гнет бывших пленников и их потомков. Вполне может быть, что мудрый Кореш, предчувствуя антиеврейские волнения, которые были ему абсолютно не нужны, и решил отпустить евреев восвояси, предпочтя иметь этот взрывчатый материал на далекой окраине, да еще и с перспективой использования в своих целях.
Как бы то ни было, конкурс «мисс Персия» проходил в неблагоприятной для евреев обстановке. Но Эстер прошла все его стадии, включая формально-кадровые проверки, и в конце концов возлегла царицей на ахащверошево ложе.
Какова была при этом роль Мордехая, и какие цели он преследовал? Было ли внедрение Эстер в царский дворец лишь чисто естественным результатом честного конкурса? Скажите, такое бывает?
Послушайте! Если зажигают Звезды (а «иштар» – звезда), значит это кому-нибудь нужно?
Неужели вся последующая цепочка событий Свитка Эстер так уж случайна?
А почему бы не представить, что реакцией на антиеврейское решение Ахашвероша, заморозившее строительство Храма, мог стать еврейский заговор? Ведь указ Кира и экспедиция Шешбацара должны были неминуемо поднять волну еврейской самоидентификации с той или иной степенью сионистских устремлений. Наверно, немало тех, кто просто раскошелился на певую алию, задумался и о своем будущем: продолжать сидеть в галуте или вернуться в Землю, Господом обетованную? И для очень многих все зависело от успеха алии или ее неудачи. А немало было и таких, кто ощущал себя акционером алии и просто материально был втянут в систему ее поддержки. Мне кажется, что Мордехай был из их числа. И, полагаю я, что при всей красоте и обаянии, при всем уме Эстер, не обошлось и без «поддержки» ее победы – без подкупа, протекций, рекламы и тому подобных методов и интриг, родившихся задолго до описываемых событий и, поистине, бессмертных.
Мне скажут: как тебе не стыдно писать такое, ты же клевещешь на свой народ и вписываешься в юдофобскую какофонию с ее «Протоколами сионских мудрецов» и подобных опусов? Не знаю, почему-то не стыдно. Я не считаю для евреев постыдным защищать себя. Всеми возможными способами. В том числе, и приводящими к неоправданной, с чьей-то продажно-сопливой и уж, точно, юдофобской точки зрения. Покорное следование в печи Освенцима, по которому ежегодно по январям заорганизованно проливает крокодиловы слезы гуманистическая мировая общественность, на мой взгляд, не лучшая и не самая достойная страница истории евреев. Мне милее мои отец и дядья, проливавшие свою и, главное, вражескую кровь в боях с нацизмом, мне милее заведомо обреченная, но от того не менее героическая попытка восстания евреев в Варшавском гетто, мне симпатичны действия американского еврейского лобби, бросившего всю мощь на свое правительство, заставляя его давить на «империю зла», дабы та «освободила народ мой». И мне омерзительны евреи-пропагандисты антисионизма, евреи, собирающие деньги для палестинских террористов, евреи, защищающие чеченских, боснийских и прочих бойцов всемирного джихада.
И потому, думаю я, интриги еврея Мордехая, подложившего свою сестру в царскую постель и через нее, в острейшей ситуации «Кто кого?» и «Кто раньше успеет?», низвергшего Амана, готовившего еврейский погром и интуитивно подозревавшего Мордехая в заговоре, – это добротный триллер, двинувший историю нашего народа в правильном направлении.
Свиток Эстер свидетельствует о том, что «…прочие иудеи, находившиеся в царских областях, собрались, чтобы стать на защиту от врагов своих, и умертвили из неприятелей своих семьдесят пять тысяч, а на грабеж не простерли руки своей».Полагаю, что более всего это случилось в Эрец Исраэль и привело, в конце концов к тому, что первые олим, по свидетельству Эзры, осмелев, самовольно возобновили достройку Храма, и новые сатрапы, правившие Эрец Исраэль, уже не посмели грубой силой остановить работы, а послали запрос в Сузы. А там на троне уже сидел Дарий, сын еврейки Эстер, по будущей Галахе, составленной лет, эдак через тысячи полторы, сам – иудей. И подняв летопись времен своего деда, Дарий узнал о даровании им свободы евреям, и послал сатрапам указание – не вмешиваться в строительство Храма. А при следующем царе, опять же, по имени Ахашверош Эн-плюс-Первый, началась вторая волна алии, возглавленная чиновником Эзрой, а затем – и третья, предводимая царским виночерпием Нехемией.
И вот, после десятилетий, наполненных интригами, разбродом и шатаниями, подвигами, изменами и предательством, пафосом народа и трагедиями отдельных людей, Храм был отстроен, Иерусалим обнесен новыми стенами, и евреи-сионисты продолжили выполнять главную заповедь Господа для нашего народа – заселение Эрец-Исраэль!
Свиток Эстер стоит в Танахе особняком. Его действие напрямую не привязано к содержанию и реалиям других Книг и по стилю не напоминает ни летописи, ни страстные обличения Пророков. В нем ни разу не упоминается Господь. По жанру, это, скорее, светская беллетристика, авантюрная повесть. Крайне идеологизированные, кое-где до фанатизма, мемуарные летописи Эзры и Нехемии, безусловно, принадлежат литературе документально-религиозной, хотя никакой мистики в них нет.
Мне кажется, что во все века евреи относились к истории Эстер с некоторым стыдом и пренебрежением, впрочем, затихающим по ходу тысячелетий и привыканию к галутному образу жизни. И из нее было выскоблено все, что могло бы указывать на заговор, на подкуп и просто на то, что евреи и в галуте могут иметь свои собственные цели, отличающиеся от целей «государствообразующих наций», и их добиваться. Такое выскабливание Свитка вызвано и тысячелетними юдофобского воя и преследований и каким-то свойственным нам галутным сомоуничижением, доходящим порою до мазохизма. Как это может быть, чтобы еврей вел себя «неинтеллигентно», «непорядочно» и занимался какими-то низкими интригами? Пусть даже, для достижения венародных и высоких целей? То ли дело, правильное и достойное, с любой точки зрения, поведение истинных вождей еврейского народа Эзры и Нехемии!
Иерусалим
17.03.07