Иосиф Гельсьон
Львовские евреи нуждаются в поддержке, так имеется реальная угроза разрушения их последнего пристанища.
Чуть более года прошло с тех пор, как на сайтах газеты «Секрет» (16.05.2011), «Хадашот», а также на ресурсе «Jewish.ru» была опубликована моя статья «Юденфрай» в охранной зоне Юнеско" о том, как в городе Львове, в древнейшем еврейском квартале Восточной Европы с 1382 г., с разрешения городских властей строится современная гостиница на месте разрушенной древней иешивы с 1590 г,. и в притык к руинам синагоги «Золотая Роза» с 1582 г.
Перед началом чемпионата Европы по футболу, «ЕВРО-2012», часть матчей которого должны были состоятся во Львове, местные разрушители вынуждены были слегка умерить свой «строительный» пыл. Игры «ЕВРО-2012» закончились и обнаглевшие от безнаказанности чиновники задумали разрушить следующий еврейский памятник, одну из двух чудом уцелевших львовских синагог «Хидушим или Якоб Гланзер шул» (1840-1843 гг. постройки), расположенную на старинном Краковском предместье Львова.
Чтоб читателям было понятно о чём идёт речь немного углубимся в историю. После завоевания польским королём Казимиром в 1340 г. Галицко-Волынского княжества и Львова, по королевскому указу центр главного города Галиции перенесли южнее, в сторону латинского квартала. Вокруг нового города в XIV- XV веках возвели мощные крепостные стены, а княжеский Львов превратился в Краковское предместье, на котором издавна жили евреи.
Новый город, получивший в 1356 г. Магдебургское право, был заселён немецкими колонистами, переехавшими во Львов вместе с евреями. Таким образом, во Львове с XIV-го века вплоть до 1756 г. существовали две еврейские общины, одна в укреплённом городе, а вторая осталась на Краковском предместье. Жарким летом 1624 г. предместье сгорело вместе с еврейским кварталом. Королевский привилегий 1627 г. разрешал евреям отстроить новую улицу от площади Старый Рынок до реки Полтвы, на территории так называемого «Познанского двора», которым с 1462 г. владела еврейская семья Мошковичей.
В центре квартала в 1632 г. была построена новая синагога. Главная улица возле синагоги, называлась Божничая (от божница-синагога, пол.). С севера, параллельно Божничей находится улица Старозаконная (от старозаконный-еврейский, пол.). С юга улица, примыкавшая к Большой предместской синагоге и к Краковскому базару, называлась Овощной. Их пересекают улочки: Цибульная, Гусиная, Зерновая, Весёлая, Банная, Ломанная, Угольная и др.
Перед 2-ой мировой войной в этом районе, на площади в 1,5 квадратных километра находилось 8 больших синагог и 4 поменьше:
1. Синагога «Мефаршей га-ам ор га-яшир», ул. Князя Льва, №3, с 1842 г.
2. Прогрессистская синагога «Темпль», пл. Старый Рынок, №14, с 1846 г.
3. Большая синагога Краковского предместья, ул. Божничая, №16 (ныне Санская), с 1632 г.
4. Синагога «Матан Бесейтер», ул. Божничая, №7, с 1907 г.
5. Бейт Гамидраш Краковского предместья, ул. Божничая, №5, с 1793 г.
6. Синагога «Бейт Хасидим», ул. Божничая, №4, с 1791 г.
7. Синагога «Бейт Лехем», ул. Старозаконная, №10, (ныне Мстислава Удалого), с 1912 г.
8. Синагога «Ор Шемеш», ул. Медовая, №3, с 1842, 1903 гг.
9. Синагога «Ковэа Этим ле- Тора», ул. Шпитальная, №4, с 1877 г.
10. Синагога «Шаарит Иегуда или Куликовер клойз», ул. Жолкевская, №25 (ныне Б. Хмельницкого), с 1910 г.
11. Синагога «Шевет Ахим», ул. Байсера, №1 (ныне Мосяжная), с 1891 г.
12. Синагога «Хидушим или Якоб Гланзер шул», ул. Угольная, №3, с 1843 г.
После войны осталось лишь одна синагога «Хидушим или Якоб Гланзер шул» на ул. Угольной. Она уцелела лишь потому, что выходила фасадом на базарную площадь св. Теодора, и использовалась в качестве конюшни и склада. В 1944 г. в ней возродилась еврейская жизнь. Синагога на ул. Угольной до её закрытия в апреле 1962 г., была единственной действующей в Галиции. Еврейская община была распущена по навету КГБ, а здание синагоги передано спортивной кафедре Львовского полиграфического института. В 1989 г. синагога на ул. Угольной была возвращена Обществу еврейской культуры им. Шолом-Алейхема (основано 30.09.1988). Более подробно ознакомиться с историей 170-ти летней синагоги можно здесь: www.berkovich-zametki.com/2010/Zametki/Nomer1/Gelston1.php
Именно это последнее пристанище для нескольких сотен львовских евреев и стало объектом современной атаки львовских властей. На официальном портале Львовского горсовета размещён протокол общественных слушаний проекта строительства торгово-офисного комплекса на участке, находящемся на ул. М. Удалого, №5 (https://www.city-adm.lviv.ua/adm/public-hearings/1032-protokol-gromadskih-sluhan-projektu-mistobudivnoji-dokumentaciji-roztashuvanna-torgovo-ofisnogo-kompleksu-po-vul-mstislava-udatnogo-5-u-m-lvovi). В одном из пунктов представленного проекта говориться: «Участок, на котором планируется строительство, расположен в исторической ареале Львова. Рядом расположена синагога, охранное растояние до которой составляет 50 м».
Этим сообщением Львовский горсовет вводит в заблуждение общественность, поскольку земельные работы уже соприкасаются с фундаментами синагоги. Утверждения Общества еврейской культуры о том, что активные строительные работы способны превести к разрушению исторической синагоги не лешены оснований, поскольку в 2009 г. ураган сорвал с неё крышу. Бывшие львовяне в Израиле и США организовали сбор средств, и в 2010 году крыша на синагоге была отремонтирована. Однако, львовские дожди сильно повредили внутреннее убранство синагоги на Угольной, из-за чего она в настоящее время находится в аварийном состоянии. Львовски власти не пожелали выделять средств на восстановление этого памятника истории и культуры.
Опасения львовских евреев основаны также на историческом прецеденте. В декабре 1924 г. руководство еврейской общины Львова, встревоженное появлением многочисленных трещин на фасаде Большой синагоги Краковского предместья созвали комиссию из известных архитекторов того времени: Бориса Чачкеса, Фердинанда Касслера, Генрика Сальвера и Леопольда Райсса. Обследовав синагогу, комиссия пришла к выводу, что из-за углубления русла реки Полтвы, текущей через еврейский квартал, и взятия её в канализационный коллектор в 1913 году, грунтовые воды также ушли в глубь, что вызвало оседание фундаментов синагоги. Хотя опасности обрушения не было, рекомендовалось вести наблюдение за уровнем грунтовых вод, чтоб их исчезновение не привело к более серьёзным последствиям. Если кто-то сомневается в правдивости этого рассказа, пусть обратится к документам Львовского исторического архива (ф.701, оп.3, д.553, л.115).
Соседний с синагогой дом №5, расположенный на углу улиц М. Удалого (быв. Старозаконная) и Угольной, в непосредственной близости которого возводится торгово-офисный комплекс, также связан с историей львовских евреев. В нём перед 2-ой мировой войной находилась управа известной религиозной организации "Агудат Исраэль" Восточной Галиции и иешива (высшая духовная школа) "Мицватей Ор Тора". Данная информация, как и предыдущая подтверждается историческим документами Львовского областного архива (ф.2, оп.2, д.4957; ф.110, оп.1, д.939).
В упомянутом выше протоколе общественных слушаний горсовета далее говорится, что вместе с торгово-офисным комплексом предполагается строительство обширного подземного паркинга от проспекта В. Черновола (быв. ул. Полтвянная, т. е. у самого русла реки Полтвы), через ул. М. Удалого до пл. св. Теодора. Именно в центре вышеназваного участка и находится старинная синагога на ул. Угольной.
Возникает вопрос, может быть во Львове нет другого места для строительства торгово-офисного центра кроме, как возле синагоги «Якоб Гланзер шул»? В том то и дело, что восточная сторона пр. В. Черновола от пересечения с ул. Городоцкой до вышеупомянутого участка на ул. М. Удалого, №5, на расстоянии в сотни метров не застроена, поскольку во время расширения проспекта в 1960-ые гг. был снесён целый ряд старинных зданий.
Неподалёку, в районе бывшего Краковского рынка в конце 1980-ых гг. совместным украино-австрийским предприятием было задумано возведение новой гостиницы. Во период подготовки нового сторительства, городские власти опять разрушили с десяток домов еврейского квартала Краковского предместья, после чего историческая улица Овощная перестала существовать. Вышеупомянутое совместное предприятие «неожиданно» обанкротилось и работы остановились на нулевом цикле. Казалось бы, следуя элементарной логике следовало прежде достроить начатое более 20-ти лет назад здание и оборудовать в нём торгово-офисный комплекс. Вместо этого, в начале нового тысячелетия на месте злополучного «нулевого цикла» разместили розлогий вещевой рынок «Народна торгівля», торги которого осуществляются прямо на руинах Большой синагоги Краковского предместья (с 1632 г.).
О какой логике может идти речь, когда конечной целью т. н. «строительной» политики львовских властей является уничтожение последних следов еврейского пребывания во Львове. Еще в период описания еврейских памятников Галиции, при сравнении их состояния с еврейским наследием в соседних странах Восточной Европы, я неоднократно задавался вопросами, почему в 1940-ые гг. остались нетронутыми еврейские кварталы Кракова и Праги, и в них ныне не возводят гостиниц и торговых центров с подземными паркингами? Почему находящиеся там синагоги XV-XVIII-го веков никто не разрушал, ведь Польша и Чехословакия тоже были оккупированны нацистской Германией и в них убивали евреев? Почему во Львове, в исторической части города десятки синагог были сровняны с землёй?
Неутешительный вывод заключается том, что без активного местного участия немецкие оккупанты никогда бы не достигли столь значительных успехов в области антиеврейского вандализма. С начала 2-ой мировой войны прошло 7 десятилетий, сменилось 3 поколения львовян. Неизменным остается лишь вандализм по отношению к еврейским памятникам Львова, вне зависимости от того, кто руководит городом. В настоящее время львовские власти осуществляют уничтожение еврейского наследия под видом нового строительства, забывая о том, что на чужой беде счастья не построишь.