Реувен Миллер
В первой половине октября нам с женой удалось осуществить ее старую мечту – посетить южную половину Италии. Не знаю, почему, но в Израиле очень популярны туры к северу от Рима, а, вот, к югу – нет. Впрочем, северным маршрутом: Рим-Флоренция-Венеция-Милан, мы проехали лет десять назад самостоятельно, о чем я написал тогда в «Итальянском каприччо» и «Корнях христианской юдофобии». А через несколько лет, возвращаясь через Милан из Швейцарии, осмотрели город на очень насыщенной обзорной экскурсии, которую дала нам местная пенсионерка, учительница по профессии, самостоятельно и отлично выучившая русский язык лишь только за то, что им разговаривал Пушкин. А также – Толстой, Тургенев и Достоевский…
На этот раз мы долетели до Сицилии, где обосновались в ее столице Палермо. И, кроме этого города, который представляли себе этакой знойно-ленивой глушью из фильма про мафию, но оказавшегося нормальным европейским городом, совершили две вылазки: в его горное предместье Монреаль и Мессину – порт, как раз напротив Апеннинского полуострова (это, где носок сапога пинает сицилийский треугольник). Нагулявшись под небом Сицилии, перелетели в Неаполь (слово, которое у меня с детских лет требует неотъемлемого блока «город миллионеров»). И там, в наши четыре дня Неаполя, осмотрели, как успели, сам город, из которого съездили к Везувию и на раскопки Помпей, а также в неаполитанский район (или пригород?) Поццуоли, куда доходит метро, а оттуда – морем, на живописный курортный остров Иския (или Исчья?)… А главным объектом нашего интереса стал Национальный археологический музей, тесно связанный с помпейскими раскопками.
Закончили тур в Риме, где, буквально, пробежались по знакомым с первого посещения местам, но и осмотрели кое-что для себя новое: Термы Каракаллы, оригинал микеланджеловского Моисея в соборе Сан-Пьетро-ин-Винколи, карту Иерусалима евангельских времен в церкви св. Креста.
Для повествования читателям о своих путевых впечатлениях, избираю, на сей раз, жанр рапсодии. «Для Р., — сообщает энциклопедия, — характерны свобода формы, слагающейся из сменяющих друг друга разнохарактерных, порой остро контрастных эпизодов, использование народно-песенных тем, эпический дух». По-моему, как раз, то, что мне и надо. Я, ведь, тоже «Р.»!
А начну, по свежему, с наиболее близкой мне еврейской темы.
Часть первая. Прелюдия на еврейские темы
Первым же палермским утром, буквально через несколько сотен шагов от нашей гостиницы «Италия», мы наткнулись на уличный указатель на иврите. На следующем углу – снова. Для справедливости отмечу, что на них были надписи и на арабском.
Так, чисто случайно, гостиница, заказанная по интернету, оказалась возле бывшего здесь когда-то еврейского квартала, упоминаемого в арабских летописях 10-го в. И, вообще, история Палермо имеет, оказывается, еврейские корни, ибо основателем первого поселения здесь считают Цефо, внука Исава, т.е., праправнука самого Авраама!
Что касается жизни в этом еврейском гетто, то она происходила по обычной схеме. Очередные властители острова: греки, норманны, мохаммедане, испанцы – кто мягче, кто жестче, управляли евреями, использовали их таланты, образованность, умение делать деньги (которые, разумеется, отбирали). Временами устраивали погромы и депортации, временами, наоборот, завозили евреев извне, устраивали на короткое время инкубаторские условия для жизни и творчества, чтобы потом снять жирок.
В недоброй памяти 1492 г. испанская корона, властвовавшая в то время над Сицилией, изгнала всех евреев по известному указу Фердинанда и Изабеллы. Местные сицилийские власти сопротивлялись, как могли, представляя будущий ущерб для островитян от изгнания торговцев, финансистов, ученых и лекарей, но королевская чета была сильна и неумолима. И потоки сицилийских евреев дошли до Рима, где часть их сумела создать новое гетто, до Венеции, где их расселили в заброшенной литейке (собственно, оттуда и пошло название «гетто», ибо «гетто» — литейка). А самые крутые сумели добраться до берегов Малой Азии, где в это время восходила звезда новорожденной Османской империи, возглавившей на последующие четыре века Зеленый джихад, его вторую волну. Этим повезло, судя по всему, более других. Из них вышли знаменитые торговцы, ученые, царедворцы. Турецкие властители, понимая выгоду от евреев, среди которых было немало богачей, специалистов и ученых, всячески поощряли их деятельность на благо новой родины-мачехи. История, например, запомнила высказывание султана Баязида II (1481-1512) об испанском короле Фердинанде, изгнавшем совместно с супругой Изабеллой евреев: «Можно ли такого монарха назвать мудрым? Он разоряет свою страну и обогащает мою».
Среди этих евреев выделяются Иосиф ха-Наси (герцог Наксосский), пожалуй, первый сионист – практик, а также его тетя и теща Грация Мендес, активно занимавшаяся еврейской благотворительностью и строившая синагоги.
Продемонстрировав султану свои недюжинные способности дипломата и бизнесмена, Иосиф вскоре занял влиятельное положение при дворе. Он добился от Сулеймана выделения ему Тивериады (Тверии) и семи соседних поселений в собственность исключительно для заселения евреями. Он спас большое число евреев, живших в римской Кампании и сильно страдавших под папской властью, которых вывезли через Венецию на своих кораблях. Стремление к переселению в Эрец Исраэль ещё более усилилось после издания Пием V буллы, изгонявшей евреев из Папской области…
Или Эстер Киера, придворная дама и наперсница султанши Баффы, одной из жен султана Мурада. Благодаря своему положению при Баффе, она активно руководила политикой империи. Многие важные дипломатические поручения, назначения по военной и гражданской администрации зависели от неё. Долголетняя деятельность Киеры при трех султанах свидетельствует об её выдающихся способностях. Она поддерживала еврейских писателей и ученых. Летопись Закуто «Juchasin» была опубликована врачом Самуилом Шуламом на средства Киеры.
Но в наше время: в Палермо лишь пара уличных указателей осталась от евреев, да и в Турции наших соплеменников совсем мало, и не жалуют их нынешние властители. Еще бы! Поговаривают, что сам создатель Турецкой Республики Ататюрк, силовыми, по сути, мохаммеданскими методами, перестроивший исламское общество бывшей империи на более-менее европейский лад, происходил из еврейского племени денме… Впрочем, как из евреев, по некоторым заявлениям, происходили Сталин, Андропов, Ельцин, Горбачев и даже Черномырдин. Дело за малым – привести доказательства, а до этого у юдофобов руки не доходят…
До этой поездки я как-то не обращал внимания на даты построения Колизея и гибели Помпей. Италия, честно говоря, не особо входит в круг моих интересов. Тем не менее, любопытно было узнать, что Колизей начал строить император Веспасиан в 70-м году н.э. именно как памятник победы над непокорной Иудеей и разрушению Храма и Иерусалима. Катастрофическое же извержение Везувия произошло через 9 лет.
Колизей был достроен в 80-м году императором Титом, изгнавшим евреев из Эрец Исраэль, и этот наш печальный исход по его приказу запечатлели на барельефах Триумфальной арки Тита. При открытии Колизея, который тогда назывался Амфитеатром Флавиев, были устроены грандиозные гладиаторские бои, в которых, кроме людей участвовали, по свидетельству историка Светония, пять тысяч диких зверей. И сколько иудейских воинов-пленников, превращенных в гладиаторов, погибло в тех боях на потеху римской толпе? При императоре Домициане, наследнике Тита, обладавшем патологической ненавистью к евреям (читайте трилогию Л.Фейхтвангера про Иосифа Флавия!) в развлечения на арене Колизея для потехи почтеннейшей публики был включен смертельный номер: массовые принудительные совокупления женщин-рабынь с животными. Сколько полонянок-иудеек было тогда замучено?
И подумалось мне, что гибель Помпей была грозным предупреждением римлянам, точнее, местью Всевышнего за разрушение Храма и геноцид избранного Им народа. И вот, когда я провел несколько часов среди развалин Помпей, увидел их храмы, амфитеатры, форум, останки дворцов, домов, бань, лупанария (публичного дома) с его порнографическими фресками, большая часть которых экспонируется в Национальном археологическом музее Неаполя, у меня возник сюжет для какого-нибудь опуса: книги или фильма, который самому мне не освоить. Ибо я не Т.Манн, или тот же Фейхтвангер, или голливудский постановщик.
Но дарю желающим. Бескорыстно. Используйте на здоровье!
Итак. Год семидесятый. Осада Иерусалима Веспасианом заканчивается штурмом города войсками его сына Тита. Город пал, Храм разрушен и сожжен. По приказу Тита местность, где стоял город, распахивают, чтобы от него не осталось ни следа. (Тем не менее, остаток Западной стены стоит и сегодня. И у ее подножия показывают экскурсантам многотонные камни из кладки, сброшенные римлянами сверху. Какой уж тут – «распахать»? Но так принято рассказывать!)
Скованных цепями пленных иудейских воинов ведут к морю и грузят на корабли. Другая колонна – женщины. На стоянках по пути к морю их насилуют римские солдаты. Все возрасты. Еще колонна – коэны, левиты, мастеровые и т.д. Их используют как тягло для переноски трофеев. Корабли уходят в море. Римские солдаты издеваются над иудеями. Уж больно много товарищей потеряли они в битвах с ненавистными жестковыйными. Среди пленников мор: раны, голод, издевательства победителей – его причина.
Часть «счастливчиков» доплывает до апеннинских берегов. Колонны скованных пленников ведут к Риму. Невольничий рынок. Распределение: кому Амфитеатр Флавиев строить, кого на полевые работы, кого – на половые: женщин и смазливых мальчиков.
Десятилетнюю девочку, многажды изнасилованную в дороге, продают в лупанарий. Ее отвозят в Помпеи, на место трудовой деятельности.
В Помпеи же попадает и ее отец, немолодой коэн, которого вышедший в отставку раненый центурион ставит для учета в хозяйстве.
Идут годы. Женщина свыклась со своей судьбой, с тесной каморкой, где она принимает клиентов, она уже не замечает так сильно смущавшие ее вначале росписи на стенах.
Она родит детей, которых у нее отбирают. Но отец ее, своими умом и грамотностью набравший силу среди рабов центуриона и даже кое-что накопивший, стал выкупать новорожденных. Ибо считал, что они, иудейкой рожденные, должны продолжать иудейский народ.
Далее я бы развил сюжет по подобию рассказа Торы о Сдоме и Гоморе. Появляется некий вестник, который открывается коэну посланником Господа и предупреждает его о предстоящей катастрофе, о гибели города. Стража поместья отставного центуриона узнает, что в доме коэна скрывается неизвестный путник очаровательного вида, врывается в дом с целью изнасилования незнакомца. Но тут начинаются подземные толчки, и стража в страхе убегает. Незнакомец приказывает коэну взять внуков, дочь и без оглядки бежать к морю. А землетрясение усиливается. Начинается разрушение домов бедноты. Разбегаются женщины из лупанария. Иудейка бежит навстречу отцу, и они, всей семьей по козьим тропинкам бегут к морю. Неожиданно вершина Везувия взрывается, город тонет в облаке черного пепла, за которым скатываются огненные языки лавы… Далее см. у К.Брюллова…
Семейство добегает до морского берега. Одинокая и теперь уже ничейная лодка. Быстро погружаются и уходят в море, на котором из-за подземных толчков возникают небольшие цунами. Вода черна и густа от пепла…
Через несколько часов путники высаживаются на противоположном, пустынном конце залива. Коэн с дочерью начинают строить хижину из камней и прибрежного мусора. Неожиданно появляется давешний вестник и говорит: «Исполнилась воля Господа. Уничтожен город разврата. Здесь же будет новый город. Неа-полис»…
Жанр рапсодии хорош тем, что позволяет перескакивать с одной темы на другую. Потому аранжировку меняю на римскую. Рапсоду сделать это ничего не стоит, гораздо проще, чем переехать из Неаполя в Рим по железной дороге, Но о переездах расскажу как-нибудь позже.
Во всяком случае, несмотря на юдофобское, хотя и тайное, поведение итальянских железнодорожников, сделавших все, что бы мы попали в Рим уже в потемках, их происки сорвались, и мы, хоть и изрядно выскочив из графика, успели все же, расположиться на постой, сбегать в супер, и поужинать до наступления темноты. Ибо с нею начинался Йом Кипур. О том, чтобы идти в Риме в синагогу на «Кол Нидрей», конечно, и речи не было. Ибо еще по прошлому приезду помнилось, что огромная, построенная в конце 19-го в. римская синагога, по сути, не функционирует, а служит музеем иудаики, платным для всех посетителей, включая евреев и израильтян. Хотя поселились мы, как раз, в радиусе пешей ее достижимости. К тому же в душе ныла еще не зажившая рана от попытки посещения несколько лет назад в Эрев-Сукот знаменитой будапештской синагоги. Нас с приятелем в эту синагогу, говорят самую большую в Европе, категорически не пустили из-за нашей фотоаппаратуры. И, сколько мы ни клялись, что не распакуем ее, что мы — евреи, израильтяне понимаем, что нельзя фотографировать во время праздничного седера, сколько ни предлагали охране оставить у нее наши кофры, ничто не подействовало. А в синагогу на седер, между тем, пришли всего несколько десятков человек, в основном пожилых… Такова, как я понимаю, еврейская жизнь в галуте.
Хотя, через несколько дней мы, хоть и потратив немалые усилия для доказательства нашего еврейского причастия к Сукоту, размахивая своими израильскими паспортами, были все-таки, допущены в венскую синагогу, где попали на дневную молитву. Там тоже было несколько десятков старичков, и один из них на идише (немецкий я вряд ли бы понял) любезно пригласил меня по окончании молебна подняться на крышу и посидеть в сооруженной там суке. …А если вспомнить парижскую синагогу, в которую мы пошли, выражаясь высокопарно, еще в конце прошлого века, на чтение «Мегилат Эстер», где жизнь бурлила, мальчишки на имя Амана отзывались стрельбой из игрушечных автоматов, взрослые колотили кулаками по пюпитрам… Как оно теперь там? Как эти мальчишки? Готовы ответить голосом оружия на происки нынешних аманов или нудят заклинания о мире и демократии на Ближнем Востоке?..
Так вот, тот римский день, не имея другого занятия, кроме поста, мы до вечера провели на ногах. По улицам старого Рима мы долго ходили… Обошли, наверно половину, а то и, две трети маршрутов, освоенных в первый заезд. За полдень оказались возле той самой римской синагоги. Она находится на берегу Тибра, неподалеку от когдатошнего римского гетто.
Нынешними его рудиментами остались несколько кашерных ресторанов, рекламируемых туристскими справочниками. В тот день эти рестораны, естественно, были закрыты. А часов с двух пополудни и до семи вообще наступила знаменитая римская сиеста, когда добыть что-либо съестное крайне сложно. Но для нас в Йом Кипур это было самое то!
Так вот, часа в три, проходя по набережной Тибра возле синагоги, мы увидели возле нее какие-то временные ограждения и, совершенно израильского облика, мужиков-охранников. Это зрелище заинтересовало, и мы присели на скамеечку напротив. Между тем, к синагоге пришли откуда-то из глубины квартала и были впущены в нее через боковой вход человек 20-30: от детей до пожилых людей, на наш взгляд, по одеяниям, скорее израильтян, чем местных. Полагаю, что это были люди из израильской колонии в Риме, какие-нибудь дипломаты с семьями, прибывшие на завершающие моления Йом Кипур.
Хоть так вдохновляется римская синагога какой-то еврейской жизнью…
Мы с еще не остывшим в душе будапештским негативом даже не рискнули туда сунуться. В конце концов, Высший Приговор нам был сформулирован еще в Рош а-Шана, а в Йом Кипур – всего лишь акт его утверждения… И как юдофобы ни стараются, а все же миллионы нас, евреев, в мире. Кто же станет с каждым вынесенным приговором разбираться конкретно?
Продержали мы двадцатипятичасовой пост, и это — главная мицва!..
А на следующий день мы пошли искать Моисея, Моше-рабейну нашего, изваянного по фантазии Микеланджело Буанаротти. В прошлый приезд почему-то считали, что он стоит в Ватикане, в соборе Св. Петра. И очень удивились, не найдя его там. «Пьета» Микеланджело была, а Моисея не было! Давид микеланджеловский, тот, (вернее, копия) красовался на площади возле флорентийского музея Уффици в компании таких же голых, мускулистых и необрезанных ложноклассических персонажей. Оригинал статуи возвышался в музее «Академия»… Все было на месте. А, вот Моисея мы тогда не увидели. Зато в этот раз приехали в Рим подготовленными и знали заранее, что знаменитая статуя находится в церкви Св. Петра, только другой — Сан-Пьетро ин Винколи, Св. Петра в веригах. И церковь эта оказалась совсем недалеко от нашей гостиницы, близко к Колизею. Поплутав по закоулкам, нашли ее возле одного из зданий римского университета. И было-таки в ней изваяние нашего Моше-Рабейну! Увидели, наконец, оригинал.
Рогатый, разумеется, а не излучающий свет. Но Микеланджело в этом не виноват. Это, если не ошибаюсь, Иероним, объявленный христианами святым, переводя Тору на латынь, постарался. Перепутал значение ивритского слова «карнаим», имеющего несколько смыслов, в данном случае — «лучи», на «рога». А причем здесь рога, ведь, в Торе ничего нет о неверности Ципоры, моисеевой жены, дочери Итро? Но, поезда времен ушли, и стоит себе микеланджеловский Моше рогатым…
А слева и справа от него, в нишах, две женщины, изваянные, микеланджеловскими учениками. Тоже из наших. Праматерь наша Лея и сестра ее Рахель, жены Праотца Яакова-Исраэля. Рахель – вся такая из себя не от мира сего, ручки заломлены, глазки в небо. Если так подумать, то, конечно, не повезло ей в жизни. Папаша родный ее любимого и долгожданного обманом подложил в постель к сестре, подслеповатой толстухе, а ей, молодой и красивой и Яаковом любимой, только обноски от сестриных брачных простыней достались, да и то, сколько ждать пришлось? И Лея, змея подколодная, наградила мужа наследниками вдвое против красавицы Рахели. И умерла Рахель рано. Говорят, правда, в наказание за кражу и обман отца. Но я в это не очень верю. Папаша и сам был тот еще жулик, его ли жалеть! Так что, доченьке было в кого! А, чтобы Господь наказал за кражу языческих идолов? Быть такого не может! Разве что, сильно перенести акцент с «кражи» на «языческих»? Не хотел допустить, чтобы в доме Рахель, в Эрец Исраэль, она, совершив алию, расставила бы идолов, хотя бы в качестве этнографических сувениров из Земли урождения? И потомство Рахели осталось лишь в преданиях, а мы, иегудим, потомки леиного сына Иегуды, и по сей день, заселяем, Эрец Исраэль, выполняя одну из главнейших Заповедей Господних.
Лея, вытесанная учениками Микеланджело по его замыслу, держит в руках политкорректные для эпохи Возрождения атрибуты земной, плотской женственности: зеркало и венок. Украшаемся и любуемся собой! Казалось бы, из текста Торы: подслеповата и толста. Однако, практична. И соперничество с красавицей сестрой выиграла, пусть и с Божьей помощью, и плодовитостью своей ее обошла (а для мужа, скотовода-селекционера, репродуктивность была показателем не последней важности — такие были времена!). И рядом с мужем похоронена в Меорат а-Махпела. А гордячка Рахель, та — в одинокой могиле у дороги…
И, повторяю, мы, иегудим, Леины потомки, уже четвертую тысячу лет живем в этом мире, получив через Моше-Рабейну Господне избранничество и Тору — наш путеводный луч в пространстве и во времени.
Гуляя в последний день наших римских каникул, мы заинтересовались большим наплывом посетителей в одной из церквей, где толпа желающих войти тянулась с площади. Подойдя ближе, прочитали, что это церковь Св.Креста, в которой хранится, вроде бы, тот самый крест, который раскопала когда-то, в 4-м веке, у нас в Иерусалиме, на холме Гульголет (Голгофа, череп), Элени а-малька, Елена, императрица Византийская, увлекавшаяся археологией. Мы протиснулись и заглянули через дверь в вестибюль, откуда в церковь вела лестница, по которой паломники, истинно христианские души, подымались на коленях, непрерывно и истово осеняя себя крестным знамением. Но в вестибюле был выставлен экспонат, на мой взгляд, гораздо более интересный, чем евангельский крест. Это была витрина с картами Иерусалима 1-го в. н.э., еще до разрушения Второго Храма! Карты, разумеется, современные, но, по идее, иллюстрирующие официальное представление христианских верхов, по крайней мере, католических, о том, кто населял в те времена Эрец Исраэль.
На карте изображены и отмечены еврейские топонимы: Второй Храм, дворец Ирода, дворец Первосвященника Каифы, Кедронская долина… Жаль только, что формальное понимание исторических реалий, служивших фоном повестей евангелистов, не связано в христианском сознании с пониманием того факта, что народ, населявший Эрец Исраэль и владевший ею до его поражения от римлян и рассеяния по всему миру, никуда не исчез, как ни старались потомки римлян и вараваров их разгромивших, уничтожить нас под знаменами христианства! И не только не исчез, но и вернулся на Землю, Обетованную нам Господом, и заложил основы своего суверенного Государства! Да, сегодня отцы церкви всех мастей, придерживаются иной тактики. Они крайне редко позволяют себе публичные демонстрации юдофобии, разливая елей речей о мире и братстве. Но они же охотно используют и всячески науськивают на нас сорвавшегося с цепи бешеного пса Зеленого джихада, даже пренебрегая его опасностью для самих себя. И долдонят об оккупации Эрец Исраэль и Иерусалима нами, теми самыми евреями! Но такова изначальная сущность христианства.
(Продолжение следует)
Фото автора. Кликабельно
12.11.11. Иерусалим.
Главная \ Блог пользователя MARIR \ Итальянская рапсодия (ч.1)