Мейлах Шейхет
В Жидачеве на Львовщине нашли место захоронения выдающегося каббалиста — раввина Гирша (Цви) из семейства Айхенштайнов (верующие иудеи во всем мире называют его Гершель с Жидачева), жившего во второй половине XVIII — начале XIX века. Память о Праведнике пусть будет Бл-гословенна.
Сейчас над могилой раввина восстанавливают огель, — об этом медиа-проекту Элеоноры Гройсман «Киев еврейский» сообщил директор в Украине Американской UCSJ Мейлах Шейхет.
От ред. Как правило, над такими святыми могилами построены маленькие склепы-домики, которые обычно называют огель, цион или просто штибл, то есть домик. Эти могилы принято почитать как великие святыни. Их часто посещают, особенно когда случается, не дай Бог, какое-нибудь несчастье: тогда отправляются жители местечка на могилу своего цадика, молятся у могилы и кладут «записки» в стоящий над ней огель.
«Раввин Айхенштайн был неприхотливым, скромным человеком, проживающим в маленьком помещении, состоящим только из комнаты и кухни. Но он имел недюжинную энергию – мог купаться зимой в проруби в Днестре и не чувствовать ледяняшего холода".
Раввин был известен своими добрыми делами: выдавал замуж девочек-сирот, лечил людей во время эпидемии холеры. Его считают вторым в мире выдающимся каббалистом после Шимона Бар-Йохая, к чьей могиле на горе Мирон в Израиле приходят сотни тысяч паломников.
На том месте в Жидачеве, где, как полагали ранее был похоронен раввин, 20 лет назад установили огель. Ежегодно это место посещали тысячи паломников из Украины и из-за рубежа.
Однако, как рассказал Мейлах Шейхет, исследования продолжались. За последние восемь лет, изучив архивные документы и привлекая к работе археологов, удалось установить истинное место захоронения ребе. На территории древнего еврейского кладбища в Жидачеве нашли остатки древней часовни, установленной в 1830-х годах.
«Поскольку огель был деревянный, то от него остался только фундамент. Сейчас мы расчистили место, установили памятный знак и работаем над проектом по переносу огеля сюда. До конца года эту работу планируем завершить», — обещает Мейлах Шейхет.
Кроме того, при советской власти на территории кладбища установили гаражи, а сейчас еврейская община требует, чтобы их перенесли из скорбного места. «Несмотря на легитимные основы наших требований, гаражи продолжают стоять на кладбище, и создают негатив для паломников», — говорит Мейлах Шейхет.