Моше Кошельник
Помощник Главного раввина Черкасской области Дов Аксельрода
Глава РО «Религиозная община иудейского
вероисповедания ортодоксального направления»
Здесь на святой для многих поколений хасидов земле, пришло к нам осознание и голос наш громко и неожиданно для официальной власти сказал: «В местах лишения свободы есть хасиды.» И началось…
Часть первая: Единый и не делимый народ
Одно из любимых занятий нас евреев – это делить еврейский народ: на своих и чужих, религиозных и не религиозных, ХаБаД-ников и Брацлавских и т.д. и т.п. Но когда дело заходит о них, общество обывателей становится в однозначную позицию – они «паршивые овцы».
Весной, мы с Вами отпраздновали праздники Песах и Шавуот: День рождение еврейского народа и Дарование Торы.
Скажите мне великие и мудрые читатели, а кто вышел из Египта и кому была дана Тора у горы Синай? О это легкий и вы сразу ответите: «Вышли рабы, а стали свободными людьми. Тора дана была Еврейскому народу.»
И вот тут стоит один ключевой момент, на который обычно, наши уважаемые Раввины делают ударение, но мы в силу разных обстоятельств, довольно плохо их обычно слышим. ТОРА БЫЛА ДАНА ЕВРЕЙСКОМУ НАРОДУ ТОЛЬКО В ТО МГНОВЕНИЕ, КОГДА ОН НАРОД СТАЛ ПО НАСТОЯЩЕМУ ЕДИН.
Традиция, ясно и безоговорочно, говорит, что речь идет обо всех евреях во всех поколениях.
Не физически, а духовно стояли там все евреи. Не только евреи того поколения, но каждый еврей, когда бы и где бы он ни жил, получил в тот момент Тору; и каждому она адресована.
Давайте это запомним. ТОРА БЫЛА ДАНА КАЖДОМУ И КАЖДОМУ ОНА АДРЕСОВАНА.
И последнее, в этой загадочной части. А кто мы были для древних египнят в момент исхода? Тора и традиция скажет однозначно – рабы, ибо из рабства Всевышний нас вывел.
А вот глазами жителя Древнего Египта – мы были преступниками. И к тому же давайте вспомним, что Иудеи еще не раз в прошлом будут преступниками для других народов на протяжении истории.
Так кто же нам тогда дал право осуждать и вычеркивать из жизни еврейских общин тех, кто волей Всевышнего оказался за решеткой, осужден государственным судом и отбывает срок в местах лишения свободы?
Всевышний права нам делить еврейский народ не давал, поэтому давайте не будем брать на себя полномочия Б-га. Давайте будем просто Единым Еврейским Народом.
Часть вторая: Судьба региона.
Мы прекрасно понимаем, что эта тема не самая популярная в еврейской среде. Но о ней говорить надо. Евреи в местах лишения свободы и еврейская преступность есть.
Моя мама всегда меня учит: «Среди каждого народа нет хороших или плохих – есть люди».
Короткий двумя-тремя предложениями экскурс в историю.
Откроем Электронную Еврейскую Энциклопедию: «ПРЕСТУ́ПНОСТЬ у евреев. В древности и в эпоху средневековья понятие преступности у евреев не вычленялось из всей совокупности нарушений предписаний Галахи, независимо от того, носили ли последние ритуальный либо нравственный характер или касались жизни, здоровья и имущества ближнего (см. Право еврейское). Еврейские источники тем не менее свидетельствует, что уже в древнейшие времена по уровню и распространенности разных видов преступности евреи вряд ли заметно отличались от соседних народов.»
Очень трудно оценить статистику еврейской преступности в Украине по одной простой причине – ни в одной стране мира, в том числе и в Украине, она не велась и не ведется именно по этой причине, что бы не подать намёка. Хотя отдельные намеки на это мы находим в официальной статистика германского рейха за 1910-1914, докладах органов департамента полиции Министерства внутренних дел Российской империи, и возможно где-то еще. Оставим эти лавры для более маститых историков.
Мы не историки, мы хасиды-практики из Черкасской области.
Без ложной скромности мы можем констатировать, что по количеству могил еврейских цадиков Черкасский регион превосходит все остальные. Отдавая лавры первенства только Государству Израиль.
На еврейской волне о нашем регионе ходят легенды. Да-да, именно в нашем регионе находится могилы рода Тверских, рабби Нахмана, могила Шполе Зайде (Дедушка из Шполы) и многие-многие другие.
Сейчас уже можно однозначно сказать – это судьба региона.
Здесь на святой для многих поколений хасидов земле, пришло к нам осознание и голос наш громко и неожиданно для официальной власти сказал: «В местах лишения свободы есть хасиды.» И началось….
Часть третья: Мы начали – присоединяйтесь.
Однажды днем в общине проявился Володя Педько, Человек хотел встретиться с рав Дов Аксельродом, но в этот день р. Дов Аксельрод уехал по делам в другой город. Человек сразу сказал, я был там. Увидя что отрицательной реакции это не вызвало, разговорились.
Володя Педько рассказал о том, как живется евреям за решеткой. О том какие небывалые трудности приходится им преодолевать, что бы просто помолиться и даже в той невыносимой обстановке все таки оставаться хасидами.
Замечу, что исходя из обстановки, которая складывается в Черкасском регионе последние годы, особенно в г. Умань, мы предпологали о наличии большого количества евреев в местах лишения свободы, в т.ч. хасидов. И к этому времени уже были одиночные опыты полноценной помощи отдельным хасидам, в т.ч. известномым в Украине и в Израиле. Но это были одиночные случаи, которые не имели массового характера.
На все Воля Всевышнего, Володя появился как раз вовремя.
И здесь мы просто не можем не упомянуть, историю про потерянное поколение:
«Когда Митл Ребе учил Тору, он настолько бывал в это погружен, что буквально ничего не замечал вокруг. Однажды он так увлекся, что даже не заметил, как его собственный ребенок выпал из колыбели и стал громко плакать и звать на помощь. Так продолжалось некоторое время, пока его отец — Алтер Ребе собственной персоной не спустился со второго этажа, поднял ребенка, успокоил и положил назад в колыбель.
После этого он упрекнул своего сына, заметив, что «изучение Торы — это, конечно, важная заповедь, но когда плачет еврейский ребенок, нельзя оставаться безучастным». Когда Митл Ребе сменил на посту своего отца и возглавил Движение, ему очень помог этот совет.
Читая эту историю, мы должны помнить, что все наше поколение когда-то выпало из «колыбели» еврейства. Оно плачет. Мы должны услышать тот безмолвный плач еврейской души, которая оказалась оторванной от своего духовного источника — Торы. И таким потерянным ребенком, нуждающимся в заботе и внимании, может оказаться любой еврей, которого вы приблизили к Торе и еврейству. Ведь согласно Традиции, ученик — почти как сын. И в этом деле мы не должны лениться. Мы обязаны нагнуться, поднять этого «еврейского ребенка» и утешить его. И нет большего утешения, чем приход нашего Избавителя — праведного Мошиаха в самое скорое время.»
Здесь простите сделаю отступление, перейдя в другие лица изложения.
Еще в первые дни возникновения «кризиса с одним хасидом». Рав Дов Аксельрод мне, только назначенному его помощнику, сказал: «Моше – это судьба, займись и помоги чем сможешь.»
После встречи с Володей, рав Дов Аксельрод долго решался, но однажды снова подошел и произнес ту же фразу.
Хвала Всевышнему, своего Главного раввина региона, я понимаю довольно часто и без слов, поэтому и к этому был готов.
Фактически концепция деятельности в местах лишения свободы была разработана. Законодательная база изучена. Ждал когда Всевышний скажет: «Пора!!!» И Он не замедлил это сказать.
В месяц Кислев 5772 года двумя активистами общины Педько Владимиром и Павленко Борисом, а так же при непосредственном участии нашего харьковского друга Павла был образован Черкасский благотворительный фонд «Звезда Давида».
В том же месяце, Владимир Педько был жестоко избит, а через несколько дней мы узнали что, Владимир Педько по «ложному обвинению» был арестован.
Детали этого дела, мы обязательно освятим и будем держать вас в курсе, ибо подобного терпеть больше нельзя. Надо говорить и не бояться.
В настоящее время, мы за свободу и доброе имя Владимира Педько боремся. И Община иудейского вероопределения ортодоксального направления и БФ «Звезда Давида» свой выбор сделали.
Не смотря на то, что Владимир оказался за решеткой, Благотворительный фонд не только начал работу, но и уже провел ряд благотворительных акций и готовится к новым.
Благодаря нашим друзьям, особенно Петру Анатольевичу Мартынюку община смогла послать пусть маленькие, но все таки продуктовые посылки в Старобабановскую ИК № 92 и Казеный дом Черкасский СИЗО. Показав, ребята для нас тоже евреи. Мы помним, ждем их на свободе и боремся за их свободу.
Ведь как поется в известной хасидской песне: «Воля и свобода – хасидскому еврею как бальзам. Оковы не для нашего народа, мы знаем, это Ребе нам сказал.»
Мы смогли оказать помощь, ребенку инвалиду больному ДЦП. И снова чудеса. Про ребенка, о котором говорят, что он не на что не реагирует в силу тяжелой формы ДЦП после наложения тфилин, ребенок среагировал на детскую игрушку «трансфорнер». В потухших глазах ребенка появился простой детский огонек. Значит не все потеряно. Значит надежда есть и чудо обязательно будет.
Более того, благодаря нашим друзьям, мы смогли ребятам и девушкам в места лишения свободы, послать одежду и постельное белье. И очень надеемся, что этот проект сотрудничества с людьми высокого духовного порыва из Европейского Союза будет продолжаться.
Благодаря сотрудникам Черкасского Благотворительного фонда «Хесед Дорот – Турбота поколінь», удалось наладить поставки медикаментов.
Огромное спасибо за это и управляющему нашей Областной синагоги Давиду Гедальевичу Летическому с супругой Анной Михайловной, и Главе БФ «Хесед Дорот – Турбота поколінь» Дмитрию Максовичу Спиваковскому, и руководителю медицинских программ Элоне и всем, простым людям, кто в нас поверил: поварам, медикам, инвалидам и т.д. Они не богатые люди, но для нас каждая их копейка, каждая пусть маленькая помощь на вес золота.
Спасибо Главному раввину Черкасской области Дов Аксельроду, что поверил и доверил нелегкую долю нести учение в места лишения свободы. Как Он сказал, а ему сказал Сам Любавический Ребе: «Раввинами становятся не тогда когда ты получил диплом, а когда Тебя признали люди.»
Уже сейчас, мы можем констатировать, что там за решеткой, ребята оживают. В Старобабановской ИК № 92 – образцово-показательный еврейский молельный дом. Ребята написали заявления, и мы готовимся ОФИЦИАЛЬНО И ПОЛНОЦЕННО включить Его в список Хасидских молельных домов Украины.
Да, нам еще предстоит много работы, и в т.ч. преодолеть боязнь нас хасидов отдельными чиновниками пенициарной системы Украины и бороться за возвращение хасидов граждан Государства Израиль домой на родину. Но видно такова судьба. На все Воля Всевышнего.
На очереди, Хасидский молельный дом в Черкасской ИК № 62 и Хасидские молельные дома в других городах. Мы стараемся быть везде, где есть хотя бы ОДИН еврей или еврейка. Ведь как было сказано нашими мудрецами: «И Один еврей представляет весь еврейский народ».
В г. Хмельницком, мы надеемся на помощь и сотрудничество с уже начавшей работать группой активистов из местного БФ «Хесед Дород». Мы надеемся, что нас услышат и объединенными усилиями, мы создадим Хасидский молельный дом.
Мы хотим и делаем, чтобы изучение Торы не прерывалось и там, где лучи солнца не всегда доходят.
Мы надеемся, что нас услышит и НАША РОДИНА и руководство Пенициарной системы Украины и руководство Республиканских еврейских организаций. Мы надеемся, что нас поймут и поддержат.
Но надеясь, мы не останавливаемся и действуем.
Терра Инкогнито для нас остается Женское исправительно трудовое учреждение в г. Умань (Уманская ИК № 129). По неподтвержденным сведениям там есть еврейские девушки.
На очереди, много работы и в первую очередь наладить четкую информационную линию, где кто находится и какая помощь им нужна.
Поэтому мы обращаемся ко ВСЕМ, мужчинам и женщинам, которые временно находятся в местах лишения свободы или их родственникам и друзьям. Не бойтесь заявлять, что Вы еврей или Вы еврейка.
Пока любыми доступными Вам способами передавайте нам информацию, где Вы находитесь и мы постараемся с Вами связаться.
Более того, мы ищем возможность открытия бесплатного телефона горячей линии.
Уважаемые родственники евреев и евреек, которые оказались в местах лишения свободы, пишите нам на электронную почту droeo@mail.ru или на адрес Черкасской областной синагоги: ул. Байды Вишневецкого, 63, г. Черкассы, 18001 для РО «ЧО ИВОН» и ЧОБФ «Звезда Давида».
Мы Вас обязательно услышим и чем сможем обязательно поможем.
Если надо будет Вам, попросим и поделимся опытом с помощниками Главных раввинов в других регионах страны.
Нет!!! Они не «паршивые овцы» – они такие же хасиды и хасидки, как и мы с вами уважаемый читатель. И не надо этого стыдиться. Ведь как гласит русская пословица: «В этой стране от сумы и тюрьмы не зарекайся».
И если мы хотя бы одного человека забудем – то будет ли народ един?
Еврейский народ – единая духовная нация. На том стоял и будет стоят еврейский народ.
С нами Б-г и благословение Ребе!
И дай Б-г, что бы наша помощь Вам не понадобилась.
Будем рады видеть ВСЕХ ВАС на свободе.
С уважением
Помощник Главного раввина Черкасской области Дов Аксельрода
Глава РО «Религиозная община иудейского
вероисповедания ортодоксального направления» Моше Кошельник
Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Они не "паршивые овцы" (в местах лишения свободы) - они такие же хасиды как и Вы