Зиновий Гордон
Так сказал Господь о пророках, вводяших в заблуждение народ мой: когда грызут зубами своими, кричат: «Мир!», а если кто не кладёт ничего в рот их, объявляют против него войну.
«Пророки, Миха, 3»
Еврейское присутствие на европейской территории бывшего Советского Союза отмечено ещё в 1 –3 веках н.э. В результате ассирийско – вавилонских нашествий на еврейские государства Израиль и Иудею, разрушения римлянами второго Храма, жесточайшего подавления восстания Бар – Кохбы большинство евреев были изгнаны за пределы своей Родины. Многие из них поселились на черноморском побережье, в Крыму. Тогда в этих местах ещё не обитали ни славяне, ни тем более татаро – монголы. Славяне ещё не добрались до берегов Днепра. Вот как описывает расселение восточных славян замечательный русский историк В.О. Ключевский: «Восточные славяне пришли сюда (на Днепр) не прямо с Дуная, совершив непрерывную перекочёвку: это была медленная передвижка с остановкой на Карпатах, длившейся со второго по седьмой век н. э.» Что же мешало восточным славянам продвигаться дальше на восток, к Днепру? Они были разобщены, у них не было ещё достаточно сил, чтобы конкурировать с обитавшими там народами, с могучим в то время государством хазар. Западные славяне осели на берегах Дуная. В седьмом веке на Балканском полуострове возникли славянские государства Чешское, Хорватское, Болгарское.
Армянский писатель Раффи в своём произведении « Самуэль» приводит данные о появлении большого количества в Армении пленных евреев. По времени это совпадает с подавлением восстания под руководством Бар – Кохбы. Эти евреи приняли христианство и, естественно, ассимилировались. Вероятно, отголоском тех событий является часто встречающиеся среди армян еврейские имена.
Большая еврейская община издавна существует в Грузии. Это один из немногих примеров добрососедского сосуществования двух народов. Эта традиция сохранилась и до сегодняшних дней. На северном Кавказе также отмечены были еврейские поселения. Так, после убийства Великого князя Андрея Боголюбского его сын нашёл убежище на Кавказе у иудейского князя.
На бескрайних просторах причерноморья, северного Кавказа и на берегах Волги хазары создали сильное государство, просуществовавшее более 300 лет, со столицей Итиль в низовьях Волги. Это государство объединяло многие племена, потомки которых и сейчас обитают на Кавказе и в Крыму. Хазары отличались веротерпимостью. Здесь были и язычники, и христиане, и иудеи, и мусульмане. Правители государства, племенные вожди и значительная часть хазар исповедовали иудаизм. Евреи занимали важное место в развитии экономики тех государств, где они обитали. Они занимались сельским хозяйством, различными ремёслами, а самое главное, они создавали компании для торговли по всему тогда известному миру: от европейских стран до Индии. Ключевский отмечает: «В восьмом веке хазары покорили племена восточных славян, живших близко к степям, полян, северян, вятичей». Дань, которой обложили хазары славян, была не обременительна для последних. «С тех пор для днепровцев, послушных данников хазар, были открыты степные речные дороги, которые вели к черноморским и каспийским рынкам. Под покровительством хазар по этим рекам и пошла бойкая торговля из Днепровья», указывает Ключевский.
Разными путями евреи попадали и в Киев и оседали там. Уже при князе Игоре нижняя часть города называлась Козары. Здесь же селил Игорь пленных евреев из Крыма, Херсонеса, Тмутаракани. На рубеже девятого – десятого веков в Киеве отмечено наличие хазарской администрации и хазарского гарнизона. Еврейский и хазарский элемент в Киеве играл важную роль. Жили в Киеве и западные евреи, попавшие сюда по торговым делам или укрывшиеся от преследования крестоносцев. Князья покровительствовали евреям, так как торговля и предпринимательство были выгодны для казны.
Объединение различных племён восточных славян и финских, чуди, мери, веси стало возможно после приглашения на службу одного скандинавского племени, во главе которого стоял Рюрик. Это племя носило название Русь.
Солженицын А.И. в своей книге «Двести лет вместе» настойчиво проводит мысль, что еврейские погромы на Руси были всегда и вызваны они «лихоимством» евреев и попытками навязать окружающим народам «жидовскую ересь». Но убийства и грабежи были в те времена обычным явлением. При захватах городов, даже принадлежавших их ближайшим родственникам, князья грабили, убивали, продавали в рабство население этих городов. Основоположник российской государственности князь Андрей Боголюбский, захватив Киев, а с ним и звание Великого Князя, разграбил и поголовно уничтожил жителей своей столицы. В этой бойне наверняка погибли и жившие в Киеве евреи.
Нужно помнить, что хотя Киевская Русь в 988 году официально приняла христианство, большая часть племён ещё долгое время оставалась язычниками. Славянские и финские племена уходили на север и северо-восток, чтобы укрыться от христианских миссионеров. Князь Владимир долгое время не решался принять христианство: он боялся своих дружинников – язычников. Язычники имели привычку приносить человечьи жертвы своим богам. Правда, в качестве жертв они предпочитали юношей и девушек христиан, иудеев. Вот как описывает историк С. М. Соловьёв людские жертвоприношения во времена князя Владимира: «Приносили им (кумирам) жертвы, называя богами своими; приводили сыновей своих и дочерей и приносили жертвы богам: осквернилась кровью земля Русская». Далее Соловьёв приводит случай, когда язычники потребовали от старого варяга – христианина отдать сына на заклание. «Посланные от народа пришли к старому варягу и сказали: «На твоего сына пал жребий; боги выбрали его себе, чтоб мы принесли его им в жертву». Но старый отец предпочёл погибнуть вместе с сыном от рук поганых, чем отдать его на поругание.
Миф о еврейских погромах, причиной которых были ростовщики, дававшие в долг деньги под большой процент, придумали антисемиты. На весь тогдашний Киев могло быть не более 10 ростовщиков. Причём, не все они были евреями. Не нравится тебе еврей – ростовщик, рядом есть ростовщик другой веры. Евреи были ремесленниками, купцами, княжескими дружинниками. Как правило, евреи выполняли свою работу намного лучше и честней, чем не евреи. Александр Исаевич вынужден этот факт признать. Недаром помещики Белоруссии и Украины нанимали евреев в качестве управляющих, отдавали им в аренду свои земли и винокурни. И это не от большой любви к евреям, нет, помещики могли себе позволить самые безобразные выходки в отношении их. Евреи приносили им максимально возможный доход. Пьянство в центральных районах России процветало намного больше, чем в Белоруссии и Украине. А евреям в центральных районах России жить запрещалось. Всегда поощряло пьянство в России правительство. Алкогольные напитки давали большой доход в царскую казну. Александр Исаевич отмечает: после изгнания евреев из Киева цены на различные товары и продукты в торговых заведениях, принадлежащих православным, сразу повысились. Киевляне только проиграли от изгнания евреев. Выиграли от этой акции православные торгаши, избавившись от конкурентов иудеев.
В 1113 году после смерти великого князя Святополка киевляне потребовали от князя Владимира Мономаха занять освободившийся престол. Но Владимир не пошёл в Киев. Тогда киевляне разграбили двор тысяцкого Путяты, а заодно и евреев, и пригрозили Владимиру: «Если не пойдёшь, князь, в Киев, то знай, что много будет зла: разграбим не один Путятин двор, соцких и жидов, достанется и вдове покойного князя, боярам и монастырям». Из приведенных примеров ясно, что причиной погромов не являются евреи. Причина погромов – это менталитет черни, подстрекаемой заинтересованными группами населения.
Оказывается (по Солженицыну), что после нашествия татаро – монголов на Русь, евреи выкупили у завоевателей право сбора дани на территории Руси. .
А вот, что пишет историк В.О. Ключевский: «Татары по завоевании Руси на первых порах сами собирали наложенную ими на Русь дань, но потом ханы стали поручать сбор выхода великому князю владимирскому. Такое поручение собирать ордынскую дань получил и Иван Данилович (Иван Калита)». Князья русские дрались за право собирать дань, нередко уничтожая друг друга, и только Солженицын мог притянуть сюда евреев. И кто, как не Иван Калита грабил народы Руси. Значительную часть награбленного он присваивал. Из рук татарского хана он получил титул великого князя, хотя он был ему не положен. Решение «еврейского вопроса» правители России видели в ассимиляции евреев, в отторжении евреев от иудаизма, от традиций своих предков. Причём, эту политику в отношении евреев с равной жестокостью проводили и Рюриковичи, и Романовы, и коммунисты.
В 1563году году Иоанн 1\/ после захвата Полоцка «приказал всем евреям (проживавшим в Полоцке) тут же креститься, а отказавшихся, ровно 300 человек, тут же, при себе, велел утопить в Двине».
В 1794 году Екатерина обложила всё еврейское население двойной податью по сравнению с той, которую платили христиане. Кроме того, владельцы земель, на которых стояли местечки и города, устанавливали свои дополнительные поборы с еврейских жителей. Устанавливался даже налог на богослужение.
Рекрутский набор в царскую армию для евреев был втрое больше, чем для христиан. Норма для евреев – 10 рекрутов с 1 тыс. мужчин ежегодно, для христиан – 7 с 1 тыс. через год. Кроме того, за каждого сверх нормы сданного в царскую армию рекрута, с еврейской общины списывалось от 300 до 1000 рублей недоимки. Вся тяжесть рекрутчины, в основном, ложилась на неимущую часть общины. А срок службы в царской армии составлял 25 лет.
В1827 году царское правительство разрешило еврейским общинам сдавать в рекруты 12-летних мальчиков вместо взрослых мужчин. Кагалы- руководители еврейской общины воспользовались этим, «широко сдавая сирот, детей вдов (порой в обход закона – единственных сыновей), бедняков, часто в счёт семьи богача». До 18 лет дети находились в кантонистских школах, а затем несли 25 летнюю солдатскую службу. Школьные воспитатели оказывали всяческое давление на еврейских детей, принуждая их к переходу в православие. Были случаи, когда мальчики предпочитали смерть переходу в православие. Одна немецкая газета сообщала, «что когда однажды 800 кантонистов были погнаны в воду для крещения, двое из них утопились». Сдача в рекруты детей – это позор, как для России, так и для верхушки еврейских общин.
Если добавить к уже сказанному страшную нищету и бесправие еврейского народа России, вынужденного проживать в пределах еврейской черты оседлости, в условиях ограничений возможностей получения средств к существованию, установленных процентных норм на получение образования, остаётся только восхищаться стойкостью евреев, сумевших остаться преданными религии и традициям своих предков. Все притеснения евреев царским правительством и, позднее, советской властью, оголтелый антисемитизм, преследуют одну цель: ассимилировать евреев, оторвать нас от нашей традиции, религии, культуры. . В советское время иудаизм был под запретом. В послевоенные годы я не видел ни одного раввина. Был старенький шойхет, к которому по еврейским праздникам меня посылала мама зарезать курицу. Православная церковь после истребления священников, разрушения храмов, находилась под контролем Комитета Государственной Безопасности. Священник, как и парторг на предприятии, обязан был представлять отчёт (донос) о настроении прихожан. О соблюдении тайны исповеди не могло быть речи. Строптивых священников советские чекисты оперативно изолировали в тюрьмах. КГБ через священников вербовало евреев в ряды православных христиан. КГБ видели в этом один из вариантов ассимиляции евреев. Были подготовлены из евреев православные священники, которые обращали в христианство иудеев из среды актёрской, музыкантов и поэтов. Эта, так называемая, «творческая интеллигенция», обладающая неустойчивой психикой, лишённая твёрдых духовных основ, вращающаяся в христианской среде, легко поддавалась под влияние хорошо подготовленных специалистов типа Меня, Эдельштейна. По Москве немало ходит крестников Меня, бывших евреев, предавших свой народ, традиции своих предков. Вряд ли Господь примет молитвы предателей.
Сегодня я достал из почтового ящика газетёнку, пропагандирующую общество «евреи за Иисуса». Фактически, это способ оторвать иудеев от своих корней, от своих предков, то есть ассимилировать. С именем Иисуса убивали евреев, сжигали на кострах. Нас обвиняют в казни «Царя Иудеи», забывая, что в то время Иудея была порабощена Римом и вся власть, в том числе судебная, находилась в руках прокуратора Понтия Пилата, который именем Римской империи и приговорил претендента на власть над Иудеей к смертной казни. Это было политическое убийство.
Каждый народ выбрал себе религию, соответствующую его культуре, менталитету. Этот выбор надо уважать. Еврейская традиция запрещает иудею заниматься миссионерской деятельностью. Тора предписывает доброжелательное отношение к иноверцам. Принять иудаизм может любой человек, если он руководствуется душевной потребностью, а не меркантильными интересами. Прохождению «гиюра» сопутствует длительная проверка и подготовка.