Сегодня, 12 августа (они продлятся по 14 августа 2012 года) в Ростове-на-Дону уже начались и в эти часы проходят памятные мероприятия, посвященные 70-летию уничтожения еврейского населения города, области, а также и еврейских беженцев из западных областей и районов бывшего СССР, спасавшихся от тотального уничтожения нацистами. В мемориальных мероприятиях, организованных Российским еврейским конгрессом. Федерацией еврейских общин России, Научно-просветительным центром и Фондом «Холокост» и ростовской еврейской религиозной общиной при поддержке администрации города принимают участие чудом уцелевшие жертвы Холокоста, в том числе и на юге России, известные общественные деятели, представители дипломатического корпуса, педагоги и учащиеся, представители национальных общин, зарубежные гости, в том числе и из Израиля. Так, например, среди участников мероприятий и наиболее значимых гостей Ростова – председатель Попечительского совета Мемориала Холокоста в Иерусалиме «Яд ва-Шем», главный раввин Тель-Авива Исраэль Меир Лау, спасенный в Бухенвальде ростовчанином Федором Михайличенко, посмертно удостоенным звания Праведника Народов мира. В рамках этих мероприятий проводится и Международная научная конференция «Региональная история Холокоста и судьбы еврейской интеллигенции ученых в годы Второй мировой войны (памяти Сабины Шпильрейн)…
Буквально накануне торжественно-траурной церемонии нашим собеседником стал один из организаторов этих траурных мероприятий, председатель Попечительского совета проекта Российского Еврейского конгресса «Вернуть достоинство», профессор, лауреат Государственной премии СССР, уроженец Ростова, Юрий Домбровский:
— Каждая трагедия страшна по-своему. Каждый акт Холокоста — жуток. Особенность Змиевской трагедии в том, что живых после массового расстрела не осталось. К августу 1942 года зондеркоманда СС «10А», сформированная еще в июне 1941 года и действовавшая в составе айнзатцгруппы «Д», уже «накопила» такой значительный «опыт» в массовых убийствах на оккупированной территории СССР, что промашек, практически, не допускала. Как известно, впервые Ростов-на-Дону был оккупирован нацистами 21 ноября 1941. В городе оставалась значительная часть местных евреев, а также беженцев из восточной Польши, Украины. Но нацисты не успели приступить к их планомерному уничтожению. Уже через неделю в ходе контрнаступления Красной армии город был освобожден. Это была первая успешная наступательная операция Красной армии, предшествовавшая контрнаступлению под Москвой. Главком Юго-западного направления маршал Семен Буденный заявил, что больше не допустит сдачи города. Был издан приказ о запрете выезда жителей без особого разрешения комендатуры. Мало того, часть евреев, эвакуировавшихся перед первой оккупацией, вернулась в Ростов. Сообщения советских разведчиков о тотальном уничтожении евреев в близлежащем Донбассе официально не публиковались.
Второй раз немцы захватили Ростов 24 июля 1942. Кампания дезинформации, сбора евреев под предлогом защиты от «актов насилия со стороны жителей неевреев» были четко отработаны. Военнопленные, рывшие траншеи, полегли в них самыми первыми. Их сразу же расстреляли.
Убийства мирного населения совершались быстро, с немецкой педантичностью, экономично. На детей нацисты пуль не тратили. Вот одно из свидетельств: детей-дошкольников отделили от родителей. Доктор Р. Герц выстраивал парами мальчик-девочка, как в детском саду. Велел открыть рты. И, быстро проходя, мазал детские губы синильной кислотой…
Живых не осталось. Но, хотя жителей близлежащего поселка нацисты временно выселили, свидетельств их зверств сохранилось немало. Много живых свидетельств собрано в замечательном фильме Юрия Калугина «Свободно от евреев» (Донтелефильм, 1992 г.), созданном в 50-ю годовщину трагедии. Но и сейчас находятся новые свидетели трагедии. В июле 2012 впервые нак сайте Российского Центра «Холокост» (https://www.holocf.ru/facts/1988) были опубликованы воспоминания Петра Семеновича Козлова. Он, тогда мальчишка, заметил немецкий грузовик, подъехавший в августе 1942 к Змиевке. Задние двери открылись, в ров полетели трупы людей. Загибая пальцы, мальчишки считали. 50 трупов из одной машины-душегубки…
Ни одну еврейскую семью не обошла эта трагедия. Мои бабушка и дедушка, врачи, эвакуировались из Ростова вместе с Мединститутом, в котором работали, но их родные полегли в Змиевке…
Долгие годы эта трагедия Холокоста, самого массового на территории современной России, замалчивалась. Неизвестны были имена жертв, не былосписков погибших. Только в 90-е годы началась систематическая работа по восстановлению имен погибших.
Эти имена, факты, свидетельства мы собираем на сайте «Холокост. Ростов — на Дону»(https://holocaust.su/), посвященном истории Змиевской трагедии. Работа по поиску имен, свидетельств не останавливается. Регулярные объявления в газете, по местному радио находят все новые и новые отклики. Добровольцы из еврейской общины едут к позвонившим, фиксируют восстановленные имена, факты, а, порой, вместе с родственниками погибших и плачут, вспоминая трагедию. Наиболее полный на сегодняшний день список погибших опубликовала в июне этого года газета «Ростов официальный». Совсем недавно в Ростов приезжал руководитель Проекта «Яд Вашем» по сбору имен погибших в Холокосте Борис Мафцир, выступивший перед ростовчанами вместе с сопредседателем Российского Центра «Холокост» Ильей Альтманом и призвавший всех, кто помнит, увековечить память жертв Шоа.
Мы собрали фото, биографии, вещи погибших и передали собранное в маленький музей на Змиевском мемориале. Туда же передали и собранные на Змиевке в прошлом году французскими добровольцами из Yahad in Unum металлические предметы: немецкие пули, пуговицы…
По иронии судьбы, музеем этим при мемориале «Змиевская балка» ведает Ростовское управление культуры. То самое, что распорядилось в прошлом году, удалить со здания музея мемориальную доску, упоминавшую о гибели на Змиевке евреев, и заменить ее на новую, с текстом о гибели «мирных граждан Ростова-на-Дону различных национальностей»…
(от авт. при подготовке публикации использованы материалы Российского Еврейского конгресса и Российского Центра «Холокост»)