Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Загадка войны открылась в два клика…
Загадка войны открылась в два клика…
Михаил Каганович, Иерусалим.
В канун минувшего Дня Победы поисковая система «Google» поведала семье русскоязычных израильтян о судьбе деда, почти 70 лет считавшегося пропавшим без вести.
Информационные агентства сообщили, что 13 апреля 2011 года в Киеве, при производства земляных работ, были обнаружены девять останков советских воинов. А 1 мая, набрав в поисковике фамилию своего деда, иерусалимский инженер Дмитрий Гриншпун получил немедленный ответ: среди фамилий, обнаруженных погибших бойцов значится фамилия «Гриншпун».
Сделал он поисковый запрос случайно, просто так, без всякой связи с недавней киевской находкой, о которой вовсе и не знал: все 70 лет в семье помнили деда, всегда думали о нем, внуку как-то подсознательно и пришло вдруг в голову воспользоваться в канун праздника Победы возможностями всемирной поисковой системы.
«Меня как током ударило, когда на экране компьютера возник этот список», — рассказывает Дмитрий. «Немедленно позвонил домой: «Мама, как было отчество дедушки?» «А ты разве не помнишь?! Моисеевич».
«Гриншпун Мирон Моисеевич, политрук, 1901 года рождения, призван киевским горвоенкоматом…»
Почти 70 лет это было и болью, и скорбью семьи. Киевлянин Мирон Гриншпун ушел на фронт в первый день, в первые часы войны. В сентябре 1941 года пришло извещение, в котором семью призывали набраться терпения, верить и ждать – может быть, воин еще даст о себе знать, может быть, еще вернется. С тех пор больше ничего… Все 70 лет.
Скорее всего, тайна так и осталась бы тайной, если бы те трубы, которые ремонтировали в апреле, не были газовыми. Дмитрий Гриншпун – строитель со стажем – сам когда-то прокладывал коммуникации в родном Киеве и знает: газовые трубы для безопасности закапывают на значительной глубине. Глубоким был и противотанковый ров, в котором фашисты расстреляли пленных бойцов, участвовавших в обороне Киева. Семеро из девяти, найденных в апреле, были евреи.
Сохранились в земле посмертные медальоны, с помощью которых поисковики Всеукраинской общественной организации «Закончим войну», что действует под руководством Анатолия Дроздова, идентифицировали останки.
Мы беседуем с Дмитрием на его рабочем месте инженера на площадке строительства подземного железнодорожного вокзала в Иерусалиме, возле того самого компьютера, который в перерыве трудового дня вдруг поведал внуку о судьбе деда.
Кипит жизнь в израильской столице: снует по делам торопливое и темпераментное, неистребимое авраамово племя – живо всем смертям назло. «Когда-нибудь и в нашем городе будут ходить трамваи», — говорил местечковый еврей, герой Гроссмана. Сегодня в Иерусалиме пущены прекрасные комфортабельные скоростные автобусы своей, израильской сборки, уже курсирует первый в стране трамвай и скоро по новой ветке пойдет поезд на Тель-Авив.
На 80 метров уходит в глубину шахта будущего подземного вокзала, которую строит Дмитрий Гриншпун со своими товарищами, 22 метра она в диаметре. Из-под земли доносятся приглушенные звуки взрывов: строители вгрызаются в породу, углубляются в тоннели. По иронии судьбы все это происходит почти на том месте, где недавно прогремел взрыв последнего теракта. Но жизнь не остановить, как бы ни хотелось Аманам и Гитлерам прошлых и настоящих времен, мирный взрыв прокладывает израильскому государству и его народу новые пути в будущее.
Поезд домчит пассажиров из Иерусалима в Тель-Авив за 27 минут, в аэропорт имени Бен-Гуриона – всего за 18!
В еврейской традиции «18» — число жизни. И жизнь продолжается!
Постскриптум. 22 июня, в день очередной годовщины начала Великой Отечественной войны, в Киеве прошли похороны останков обнаруженных в апреле бойцов. Семья Гриншпун была приглашена на траурную церемонию. Так внук впервые встретится со своим дедом…