Главная \ Блог пользователя Киев еврейский \ Знакомьтесь: политик Зеэв Элькин
Знакомьтесь: политик Зеэв Элькин
— Уважаемый Зеэв, я очень часто наблюдала за поведением депутатов в зале заседаний Верховной Рады Украины и в зале Кнессета. У Вас, единственного, абсолютно неповторимая манера поведения – вы постоянно в движении. При этом резко разворачиваетесь и неожиданно направляетесь в новом направлении. В чем Ваш секрет?
— В зале Кнессета я все время в движении, потому что на мне лежит ответственность за решение и, главное, — за выполнение решений парламентского большинства. Это очень непростая связная точка, которая связывает правительство с парламентом – глава правящей коалиции. Часто в течении часа – двух есть десятки голосований, в которых в ообщем-то не просто функционировать. Израильская политика очень раздроблена. 13 партий сегодня представлены в парламенте. В коалицию входят 6 партий, часто с очень разными позициями, и, поэтому, к сожалению, в израильской политике принято, что правительству очень тяжело проводить свои решения через Кнессет. И очень часто Кнессет проводит законы вопреки позициям правительства. И в этой каденции нам удалось это изменить. Это требует очень много работы, в том числе и физической – беготня по самому залу пленарных заседаний, обеспечение постоянного большинства. Ты часто как бы работаешь как курица – наседка, загоняя депутатов на голосование. Очень многие проблемы удается решить путем диалогов в самом зале пленарных заседаний, в период мобильных телефонов и смс часто очень информацию, которую ты получаешь, ты получаешь по смс. Это секрет таких неожиданных изменений направления по ходу курсирования в зале пленарных заседаний. Ты получаешь ответ на заданный вопрос или какую-то важную развединформацию про противоположную сторону, которая заставляет тебя принять быстрое решение. В общем-то, пока, нужно сказать, нетрадиционно для израильской политики уже больше, чем три года со дня выборов и до сих пор, правящая коалиция не проиграла ни одного парламентского боя в Кнессете. Этого не было уже много лет, последних несколько десятилетий, как говорят старожили парламента. И мои передвижения — в общем-то это часть вот такого эффективного функционирования.
— Ваше движение по залу понятно Вам и неожиданно для других. А насколько Вы предсказуемы как политик?
— На сколько я предсказуем как политик? Я в принципе человек, который руководствуется логическими соображениями, у меня есть математическое прошлое, шахматное прошлое, до этого в детстве. В политику я пришел из истории, я преподавал историю в Иерусалимском университете. Руководил академическими образовательными структурами в университете и в Еврейском агентстве Сохнут. Поэтому в ообщем-то думаю, что да, предсказуем. С другой стороны, логичные и интересные ходы в шахматах не всегда предсказуемы для окружающих, это уже другой вопрос. Со стороны это не всегда может выглядеть предсказуемо.
— Как складываются Ваши отношения с премьер-министром Израиля?
Я в очень теплых и тесных взаимоотношениях с израильским премьер-министром Биньямином Нетаниягу. И это вполне естественно. Глава правящей коалиции — это выборный пост, меня выбирала моя фракция, но премьер-министр рекомендовал меня, были еще другие кандидаты. Естественно требуется высокий уровень взаимного доверия и очень тесного взаимодействия между нами. Мне неоднократно приходится обращаться к нему за советом или за помощью. В свою очередь, он очень часто советуется со мной, во всяком случае, в том, что связано с политической жизнью в парламенте и за его пределами. Поэтому мы часто встречаемся, особенно когда внутриполитические темы встают на повестке дня. Я меньше вмешиваюсь в вопросы безопасности и внешней политики, я член комитета Кнессета по иностранным делам, у меня есть своя позиция, но я менее тесно работаю с премьером по этим вопросам. А по политическим вопросам очень тесно. Поэтому бывают недели, когда мы встречаемся каждый день и помногу часов, и до глубокой ночи. Наш премьер - сова, и любит работать по ночам. А иногда — это может быть неделя и две — когда все спокойно. Моя позиция очень простая, моя задача не демонстрировать премьеру, то, как важен для него и как много проблем я ему решаю, и поэтому будоражить его каждый раз, в начале пугая его, что есть проблема, а потом сообщать, что мы ее решили. Моя задача — дать ему максимальное количество свободного времени для реального управления государством. Поэтому проблемы в израильской политике, которые я могу решить сам, которые не требуют его участия или, которые не на таком уровне, что нужны его решения, я предпочитаю решать вообще на ставя его в известность, а, как правило, в тесном контакте с его аппаратом. Я не узурпирую власть, но я не считаю, что нужно его отвлекать. Когда есть проблемы, которую важны ему или, на мой взгляд, достаточно стратегически, и я в ообщем-то не рисковал бы брать решение целиком на себя, а хотел бы, чтобы он тоже взвесил все за и против, то что я ему изложу, и принял окончательное решение. Когда есть какие-то серьезные кризисы, то, естественно, тут уже он должен входить в бой, в бой политиков, он должен уметь решать и внутриполитические проблемы, не только внешние. И в этом смысле, я считаю, что в те недели, когда мы общаемся немного, тогда все хорошо.
— Проведением каких законов и поправок Вы гордитесь больше всего?
— В первую, очередь, прежде, чем говорить о своем законе, я бы сказал о своей поправке к государственному бюджету. Это был первый бюджет, который государство проводило через Кнессет на 2009-2010 год. И правительство решило выделить достаточно приличную сумму -несколько сот миллионов шекелей, чтобы помочь пенсионерам. Решение, которое пробили в свое время на уровне правительства, наши лейбористы- наша рабочая партия, просто социалистическое, взять эти деньги и поделить между всеми пенсионерами поровну, независимо от их уровня дохода. Каждый пенсионер должен был получить прибавку в 18 шекелей в месяц. Я выступил категорически против этого и сказал что пенсионерам, у которых высокие пенсии, высокий уровень дохода, им эти 18 шекелей не помогут. И, например, наш президент, который тоже пенсионер, может обойтись без добавки 18 шекелей в месяц. А есть 200 тысяч пожилых пенсионеров, которые получают пособие в размере прожиточного минимума, кстати 70-80% из них составляют русскоязычные репатрианты. Поэтому нужно эти деньги направить в первую очередь на то, что бы дать им хотя бы по несколько сот шекелей на прибавку реальную, к тому пособию, которое они получают. Про этот был бой в Кнессете, парадоксальным образом как раз с представителями социальных слоев, с представителями рабочей партии, которые яростно боролись за права богатых пенсионеров. Еще профсоюз израильский, который всегда защищает обиженных и обездоленных, боролся за права всех пенсионеров, и кричал, что это несправедливо отдать самому бедному все. Но нам удалось победить. И это была серьезная победа в борьбе с очень серьезными политическими силами.
Есть закон важный, который прошел через этот Кнессет, тоже была долгая борьба с министерством финансов для того, чтобы уровнять льготы, который получают пенсионеры и инвалиды, тоже в основном репатрианты, с теми льготами, которые получали пенсионеры, получавшие пособие по прожиточному минимуму.
Удалось мне помочь моим коллегам провести важный закон, связанный с новыми репатриантами, Закон, который позволил матерям одиночкам проще выезжать за границу, до этого те, кто получал паспорт от Израиля, как матери-одиночки, были ограничены в возможностях выезда за границу. В прошлом Кнессете я проводил похожую поправку для пенсионеров, а в этом помог своей коллеге из другой партии Фаине Киршенбаум провести соответствующий законопроект.
Сейчас матери-одиночки могут выезжать до четырех раз в год, на общий срок чуть меньше, чем два месяца. Это уже нормально. Можно два-три раза поехать на неделю — на две. Государство гораздо менее диктует условия гражданину.
Есть такой любопытный, пикантный закон, который я провел, тоже, кстати, не закон, а поправка к закону, который продвигали другие депутаты. Это объявление 1-го января выходным днем по выбору для израильских граждан. Это известная проблема русскоязычных израильтян, и я считал, что если в нашей стране первого мая день по выбору, исторический, и многие другие дни, то нет никакой причины день, который важен для такой большой общины, которая не вкладывает никакого религиозного христианского смысла, а просто привыкла отмечать этот гражданский новый год, то нет никакой причины не помочь, тем кто этого хочет, в рамках тех дней по-выбору которые у них есть, выбрать этот день как выходной. И в общем-то удалось провести такую поправку, хотя другим это много лет не удавалось.
Есть еще и другие законодательные инициативы в социальной области. Не все требует, кстати, законов, многое удается исправлять, просто путем давления на эти или иные министерства. В прошлую каденцию я много занимался проблемами детей-репатриантов, удалось добиться очень много решений от министерства образования и выделение дополнительных бюджетов на абсорбцию детей-репатриантов, улучшение в системе преподавания иврита и льгот в сдаче экзамена на аттестат зрелости, то есть целый ряд очень серьезных изменений, именно в этой области.
— Спасибо, за раскрытие некоторых профессиональных тайн Вас как политика. И медиа-проект «Киев еврейский» желает Вам хорошо провести наступающие каникулы в работе Кнессета.
С депутатом Кнессета Зеэвом Элькиным разговаривала Главный редактор медиа-проекта Киев еврейский Элеонора Гройсман.